Телефон:
8 (86548)2-83-46
Телефон: | 8 (86548) 2-83-46 |
Бухгалтерия: | 8 (86548) 2-83-46 |
Факс: | 8 (86548) 2-83-93 |
2 июля 2021
О деятельности «финансовых пирамид» и мерах административной ответственности.
Одной из основных целей Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на2017-2023годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. N 2039-р является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества, способности распознавать на рынке финансовых услуг признаки финансового мошенничества.
В современном информационном пространстве реклама финансовых услуг является одним из самых распространенных видов рекламы. С целью продвижения финансовых услуг и популяризации их у населения размещение рекламы осуществляется при помощи различных СМИ: печатных изданий, телеканалов, радиоканалов, сетевых изданий. При этом не вся размещаемая реклама финансовой деятельности является добросовестной, соответствующей нормам Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", направленной на предоставление финансовых услуг в рамках правового поля. Иногда рекламируемая деятельность по оказанию финансовых услуг содержит схемы мошеннических действий, в том числе направленных на формирование «финансовой пирамиды».
В целях реализации возможности определения добросовестности рекламодателя и установления потенциальной оценки рисков граждан, заинтересованных в получении финансовых услуг, нормами ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" установлены следующие требования, которым должна отвечать реклама финансовых услуг и финансовой деятельности:
- Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
- Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна:
содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности, в том числе доходности вложений,
умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
- Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии сФедеральным законом"О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
- Реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии сФедеральным законом"О потребительском кредите (займе)", не допускается.
Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Таким образом, основными признаками нарушения законодательства о рекламе, способными повлечь риски конечных потребителей финансовых услуг являются гарантированное обещание высокой доходности, сверхприбыли; выдача кредитов и займов организациями и лицами, не уполномоченными на выдачу займов и кредитов, информация о которых не содержится в государственных реестрах, выдача беспроцентных кредитов и займов.
На основании ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей для граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей для должностных лиц; от ста тысяч до пятисот тысяч рублей для юридических лиц.
Размещение и распространение рекламы финансовых пирамид и нелегальных услуг на финансовом рынке влекут за собой следующие правовые, этические и экономические последствия:
способствование распространению противоправной финансовой деятельности на финансовом рынке,
угроза для социально-незащищенных категорий населения в части потери финансовых средств,
снижение доверия потребителей к финансовому рынку и, как следствие, снижение востребованности и доходности добросовестных представителей финансовых услуг,
репутационные риски распространителя рекламы,
юридические и финансовые риски распространителя рекламы в виде привлечения к административной ответственности.